Говорим чисто. Использование чистоговорок и скороговорок в развитии речи учащихся с ОПФР
Как приятно общаться с тем, кто четко и ясно произносит слова, звуки, которые помогают сделать речь понятной, слышимой, а значит, содержательной и выразительной.
Существует множество различных методик и способов для развития речи. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них.
Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.
Но интересно, что изначально скороговорки были придуманы для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Один из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».
Скороговорки являются прекрасным упражнением для развития звукопроизношения и других голосовых навыков. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить звукопроизношение детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими для развития навыков произнесения речи.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая окончания», так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он так же учится не только говорить, но и слушать.
Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них все каналы восприятия. Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность. В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.
К.С. Станиславский говорил: «Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».
Работать со скороговоркой надо пошагово: вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме.
Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:
• сжимать пальцы в кулачки;
• загибать поочередно пальцы;
• нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам;
• стучать ладонью по столу;
• подбрасывать мяч и ловить его двумя руками;
• перебрасывать мячик из одной руки в другую;
• перебрасывать мяч друг другу;
• прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки;
• имитировать «ввинчивание» лампочки.
Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и его фонетических особенностей. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вашему ребенку звуков.
Правила произношения
Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для развития речи.
Скороговорки со звуком «ч»
[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].
Чистоговорки и скороговорки для закрепления звука [Ч]
ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: ПеЧка в доме горяЧа.
ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: Видели граЧа.
ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: ЧервяЧка дадим граЧу.
ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: Я конфету не хоЧу.
ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: У враЧа болит плеЧо.
ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: Любим маму горяЧо.
ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень ЧИСТЫЕ мяЧи.
ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень Чёрные граЧи.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: ПтиЧка на мяЧе.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.
Точь в точь, как мать и дочь.
У Танечки — тачка, у Анечки — печенья пачка.
Молчал, молчал, да и вымолчал.
Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.
В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены, для кого верчены?
Для Галочки калачи, для Галочки горячи.
Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.
У барана-круторога рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.
Ходит квочка около дворочка, водит деточек — около клеточек.