А начиналась история Курковской школы с образования деревни. До 1939 на хуторе Старое Курково проживало 7 семей. Было решено объединить разбросанные хутора в одну деревню. Волей-неволей пришлось колхозникам подчиниться решению властей и съехать с насиженных мест. Так появилась деревня Курково, насчитывающая 70 дворов.
В 1939 году в деревне была открыта 4-х летняя школа, которая разместилась в помещении крестьянской хаты (до этого деревенские дети ходили в Емельяновскую семилетнюю школу).

Первый учитель Курковской школы Колтович С.Д.
Совсем юным погиб в воздушном бою под Кенигсбергом первый учитель Курковской школы Колтович С. Д. 1923 года рождения, уроженец соседней деревни Новодворье. Когда началась ВОВ, он, не задумываясь, ушел защищать Родину. Окончил досрочно школу летчиков в г. Чернигове. Ему не суждено было увидеть победу, работать в школе, из которой он ушел на фронт навсегда. Вместе с Колтовичем С. Д. начинал работать в только что открытой школе Алисевич Т. П, он был родом из д.Сорская Борисовского р-на. Он, как и его коллега, также сражался с оружием в руках против немецко-фашистских захватчиков.
С 1941 по 1944 года школа была закрыта, т.к. учителя ушли на фронт, да и не до учебы было.
Как только территория нашего района была освобождена от захватчиков, начальная школа распахнула двери повзрослевшим не по годам ученикам.
По воспоминаниям Г.Ф. Ботяновского, здание, в котором размещалась школа до войны, было разрушено, и поэтому школа открылась в небольшом деревянном домике площадью 60 м кв. Из тех, кто работал в школе до войны, восстанавливать ее помогал в 1944 г. П. П. Агейчик. Вскоре Петра Петровича призвали в армию, и он ушел на фронт добивать фашистов. После войны П.П. Агейчик вернулся в родную д. Напалки, работал там заведующим начальной школой, в 1948 г. был избран в Сельский совет депутатов трудящихся.

Учитель начальных классов Агейчик П.П.
В школе формировался новый коллектив. Заведующей школы была назначена Бормус С.И., Курильчик Е.И. и Скуратович Г.В. обучали детей. Проработали они в школи недолго: С.И. Бормус вскоре вышла замуж и переехала в г. Минск, Курильчик Е.И. поступила в Минский Педагогический институт, Скуратович Г.В. перевелась в Плисскую СШ.
Участники первой послевоенной районной конференции учителей. Смолевичи, 1946 год
12 августа 1946 г., незадолго до проведения Первой послевоенной учительской конференции Смолевичского района, заведующим начальной школой д. Курково был назначен Г.Ф. Ботяновский.
Фронтовик, до войны работавший в Избицкой начальной школе, активно взялся за восстановление школы. По воспоминаниям Григория Фомича, дети в школе были разного возраста, не было учебников, бумаги и других ученических принадлежностей. Вместо школьных парт стояли столы, сбитые из досок на подставках-крестовинах. За таким столами размещалось по 5-6 человек. Несмотря на такие трудности дети с большим желанием осваивали грамоту. К 1948 г. в школе обучалось 64 учащихся:
класс | Общее количество учащихся | Из них девочек |
1 2 3 4 | 12 20 17 15 | 5 8 10 8 |
Занятия проводились в 2 смены: 29 учащихся занимались в 1-ю смену, 35 учащихся – во вторую.
Для сравнения, в 1940 г в школе обучалось 86 учащихся:
класс | Количество учащихся |
1 2 3 4 | 29 11 23 23 |
Занятия так же проводились в 2 смены : 63 учащиеся занимались в 1-ю смену, 23 учащиеся – во вторую.
Решением исполкома Смолевичского районного Совета депутатов трудящихся в 1951 г. с 1 августа начальная школа была преобразована в семилетнюю. Вскоре, 15 августа того же года, директором школы был назначен Т.В. Германов, Г.Ф. Ботяновский продолжил работать в школе учителем и поступил на заочное обучение на географический факультет БГУ.
Т.В. Германов, до назначения в Курковскую семилетнюю школу, работал инспектором школ РОНО. Это был опытный педагог, в 1938 г. Закончивший географический факультет БГУ. Во время ВОВ он преподавал в Казахстане и к моменту своего прихода в Курково имел 23 года педагогического стажа. Под его началом, кроме Ботяновского Г.Ф., находились Корень Г.П. и Малиновский Л.Ф. Григорий Петрович до войны работал учителем младших классов, воевал, получил ранение в Латвии под г.Укмере и после выздоровления вернулся к преподаванию. Леонид Федосович только закончил педагогический факультет Минского педагогического института и был направлен на работу в д. Курково. В 1952 г. приехала на работу молодая учительница Р.Т. Пристром. Из Емельяновской семилетки пришла в школу учительница Бутько Софья Антоновна, а в 1953 г. вернулась Курильчик Е.И.

Здание школы, 1954 год
Школа размещалась в двух крестьянских хатах. В 1954 г. Т.В. Германов вернулся в Смолевичский РОНО, а директором школы стал Малиновский Л.Ф., который возглавлял школу до 1988 г. За свою работу он был в 1968 г. Награжден знаком «Отличник народного просвещения», в 1971 г. – орденом «Трудового красного знамени», множеством других медалей и грамот. В 1955 г. в Курково перевезли ещё одно здание для школы, дети стали заниматься в трёх помещениях, расположенных буквой «П».

Чета Малиновских: Леонид Федосович и Раиса Тарасовна
С этих пор началось благоустройство школы, школьного двора. В течении года из леса с помощью учащихся было пересажено более трёхсот деревьев, в основном липы и дубы. Заложили школьный фруктовый сад из 80 деревьев, были посажены кусты смородины, крыжовника.
В начале 1956/57учебного года в Курковской семилетней школе сложился хороший трудоспособный коллектив.

Сосоновский И.Ф., Малиновская Р.Т., Бутько С.А., Малиновский Л.Ф., Войникова Н.С., Савицкая М.И. 1956 год
В ноябре 1961 г. Л.Ф. Малиновский докладывал в РОНО о том, что школьное здание старое, ветхое и нуждается в сносе. Вместе с тем, школа обеспечена учебно-наглядными пособиями, регулярно их пополняет.
В школе обучалось 111 учащихся. Успеваемость была неважная, из 111 учащихся 18 неуспевающих. По словам Леонида Федосовича, это произошло потому, что дети пришли неподготовленными из начальных школ. Вследствие проведения политики политехнизации школ учащиеся в начале 1960-х гг. стали более активно работать на пришкольном участке. На заработанные деньги в школе было организовано горячее питание.

Школьный двор. 1962 год
В 1965 г. Школа была преобразована в восьмилетнюю, а здания по прежнему оставались старыми: три крестьянских домика. Л.Ф. Малиновский в своих отчетах неоднократно сигнализировал о ветхом состоянии зданий школы, но в Райисполкоме и РОНО ссылались на тяжелое финансовое положение и то, что другие школы нуждаются в более срочном строительстве.
В 1965 г. состояние зданий школы еще больше ухудшилось. Здания ветшали на глазах, однажды в одном из домиков обрушилась потолочная балка, хорошо что еще никто не пострадал, т.к. инцидент произошел во внеучебное время. В целом же в школе имелись 4 классные комнаты общей площадью 114 м2., мастерская на 10 мест, маленькая учительская комнатка для хранения учебно-наглядных пособий. Общая площадь всех зданий составляла 180 м2. Школа занималась в две смены. В течение 1964-65 учебного года учебно-материальная база была пополнена более чем на 500 р.: спортинвентарь – 163 р., общий инвентарь – 384 р. Библиотека школы состояла из 1633 книг. Вместе с тем остро ощущалась нехватка лабораторного оборудования по физике и химии. Дети активно работали на пришкольном участке, занимавшем площадь 1,2 га. За выращенные на нём овощи было получено 490 р. Из них 400 было потрачено на бесплатное питание учащихся, а 90 – на помощь нуждающимся детям.
Педагогический коллектив состоял из 9 человек: директор школы, Малиновский Л.Ф., преподавал историю, Войникова Н.С. – русский язык и литературу, Михневич М.И. и Зубович Н.А. работали в младших классах, Ботяновский Г.Ф. преподавал географию, Бутько С.А. – белорусский язык и литературу, немецкий язык, Сорокин М.И. – математику и физику, Мукачева Э.А. – биологию и химию, Малиновская Р.Т. – математику и физику. Высшее образование имели 4 человека, незаконченное высшее – 2 человека, среднее – 3 человека. 7 человек имело стаж свыше 10-ти лет, 1 человек – 8 лет, 1 человек работал первый год.

На уроке русского языка и Войниковой Н.С.
Выполнение закона о всеобуче являлось узловым вопросом в работе школы. Ежегодно проделывалась большая работа. До начала учебного года повторно уточнялись списки детей подлежащих всеобучу, проводились родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. Однако были и недобросовестные дети, которые не желали ходить в школу.
Как вспоминает директор школы, первое сентября 1965 г. за партой не оказалось ученика 6 класса, второгодника Валентина Сульжича. Он попросту решил не посещать школьные занятия. Для привлечения ребёнка в школу семью мальчика посещали сам Леонид Федосович вместе с классным руководителем ученика Малиновской Р.Т., председатель сельсовета, инспектор РОНО Богданович. Усилия не прошли даром – Валентин успешно закончил 6 класс. Из 126 учащихся в 1964/65 гг. на повторный курс обучения не было оставлено ни одного ученика, на лето была дана работа ученику 6 класса Акуловичу Ивану по белорусскому и немецкому языкам. В целом же успеваемость по школе в 1964/65 учебном году была следующей: из 126 учащихся на “4”-“5” занималось 25 человек
класс | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Кол-во учащихся в классе | 9 | 7 | 10 | 14 | 24 | 22 | 23 | 17 |
Кол-во учащихся занимающихся на «4»-«5» | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 |
В конце пятой послевоенной пятилетки (в конце 1968/69 учебного года) в школе по-прежнему работало 9 учителей, количество учителей с высшим образованием увеличилось – их стало 5, один учитель имел незаконченное высшее образование, три человека работали со средним образованием. Учительница Михневич М.И. училась заочно на третьем курсе Минского педагогического института им. Горького. 7 человек имели педагогический стаж свыше 10 лет.
По воспоминаниям директора школы Л.Ф. Малиновского состояние преподавания предметов было следующим: русский язык и литературу преподавала Войникова Н.С.. Наталья Степановна имела незаконченное высшее образование и 25 лет педагогического стажа. Учительница серьезно готовилась к урокам, хорошо владела методикой преподавания. Она хорошо знала свой предмет, владела правильной речью. Наталья Степановна строила уроки так, чтобы заинтересовать учащихся. Эти уроки были воспитывающими. Л.Ф. Малиновский говорит, что при посещении им одного из уроков в 5 классе, дети изучали произведение Тургенева “Му-му”. Н.С.Войникова ставила детям вопрос: «Какие несчастья причинила барыня Герасиму? Чем нравится Герасим?» Она выделяла черты Герасима: силу, четкость, правдивость. На ее уроке красной нитью проходила черта: «Дал слово – сдержи его», «пообещал – выполни», «физическиий труд и спорт дают силу и укрепляют здоровье человека». Учительница воспитывала у детей прилежание, трудолюбие, культуру труда.
Белорусский язык и литературу, немецкий язык преподавала Бутько С.А. У учительницы было высшее образование и 25-летний педагогический стаж. Софья Антоновна хорошо знала свой предмет, на уроках языка часто применяла наглядные пособия. Постоянно в работе применяла новые методики. Ее ученики занимали призовые места на районных олимпиадах по иностранному языку. Вместе с тем, по мнению Л.Ф. Малиновского «С.А. Бутько много времени отдавала на опрос учащихся, не умела организовать класс».
Математику, физику и черчение преподавали учителя Внучко З.П. и Малиновская Р.Т.
Учительница Внучко Зоя Петровна имела высшее образование, в школу пришла работать после университета. К работе относилась добросовестно, уроки проводила на научной основе. На уроках учительница заставляла работать весь класс, отводила время для подведения итогов.
Математику в 5-х, 6-х классах преподавала Малиновская Раиса Тарасовна. Учительница опытная. Раиса Тарасовна так строила урок, что даже самые слабые ученики принимали активное участие в выведении нового правила или формулы.
Географию и физкультуру в школе преподавал Ботяновский Г.Ф. Учитель хорошо знал свой предмет, владел методикой преподавания. Часто проводил уроки с использованием фильмоскопа и картин. Учащиеся хорошо знали карту. Григорий Фомич много использовал дополнительную литературу, но иногда отвлекался на второстепенные вопросы, затягивал опрос учащихся. Что касается уроков физвоспитания, то их дети любили. Школа всегда занимала хорошие места на районных спортивных мероприятиях. Особенно учащиеся увлекались лыжным спортом.
Химию и биологию преподавала Смирнова Е.А. Урок строила на научной основе, часто использовала наглядные пособия и гербарий. Однако к урокам Евдокия Абрамовна готовилась недостаточно, принижала требовательность к себе и учащимся, дисциплина на уроках была низкая. По этим причинам знания по химии и биологии были непрочные.
В начальных классах работали учителя Зубович Н.А. и Михневич Н.И. По словам Л.Ф. Малиновского, в целом их работу можно было назвать удовлетворительной.
Историю в школе преподавал директор Л.Ф. Малиновский. Учитель имел высшее образование и 21 год педагогического стажа. На уроках старался привить детям любовь к Родине, часто применял технические средства обучения [40]. Однако, как нам показалось из бесед с Леонидом Федосовичем, он чрезмерно большую роль при характеристике педагогов уделял их идейной позиции, членству в компартии. Впрочем, это можно считать характерной чертой многих людей советской эпохи.

Малиновский Л.Ф., Ботяновский Г.Ф., Малиновская Р.Т., Войникова Н.С., Бутько С.А., Внучко З.П.
Идут политзанятия. 1969 год
В Курковской восьмилетней школе хорошо была поставлена воспитательная работа. Только в 1968/69 учебном году было проведено большое количество мероприятий по воспитанию у учащихся патриотизма и любви к Родине. Интересно прошел в школе «День памяти юных героев» , на который была приглашена мать юного партизана Климовича О.У. Ко дню Красной армии учащиеся послали поздравительные открытки воинам, которые окончили Курковскую школу.
В школе функционировала пионерская дружина им. Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова. Учителя воспитывали у детей любовь к своей Родине, готовность защищать ее. Для выполнения этой задачи проводились сборы, оформлялись дневники, вечера, организовывались экскурсии. По воспоминаниям Г.Ф. Ботяновского, наиболее интересные сборы были проведены на темы: «Непобедимая и легендарная», «Работай, учись и живи для народа, Советской страны пионер!», «Город Минск – моя столица», «Они отдали жизнь за Родину» и др.
Много внимания уделялось в школе краеведческой работе. На протяжении 1968/69 учебного года работал краеведческий кружок. Почти все учащиеся 5-8 классов побывали в туристических походах. Во время походов были организованы встречи с бывшими партизанами г. Смолевичи Бутько П.И., Мархелем С.М. в городе Борисове учащиеся посетили краеведческий музей, встретились с поэтом Л. Рашковским, с участником обороны Брестской крепости А.И. Мохначом, с бывшим командиром партизанской бригады «Дяди Коли» героем Советского Союза П.Г. Лапатиным. Учащиеся посетили исторические места и памятники войны 1812 г. У д. Студенка, 38 учеников побывали на экскурсии в Крепости-Герое городе Бресте, в музее А.В. Суворова, в городе Кобрине. Юные краеведы успешно провели поиски родных Е. Чуянова – командира разведчиков бригады “Смерть фашизму.” Ученики ходили в 3-хдневный поход по маршруту Курково – Смолевичи – Борисов – д. Гливни ( места, где р. Плиса впадает в р. Березину) – д.Студенка – Курково.
В 1969 г. В Курковской восьмилетней школе занималось 105 учащихся. Материально-техническая база школы к этому времени значительно улучшилась: общая площадь помещений составили 125 м2. Имелось 3 классные комнаты общей площадью 90 м2., кобинет физики, мастерская на 14 мест, библиотека насчитывала 2679 книг, имелись токарный станок по металлу, 2 сверлильных станка по дереву, 3 швейные машинки, радиоприемник, телевизор и магнитофон.
В 1967 г. Было принято решение о строительстве нового здания школы по инициативе директора школы Л.Ф. Малиновского и при активной помощи председателя колхоза «Победа» Гордиенко Н.М. В 1968 г. была составлена проектная документация на строительство новой школы по типовому проекту на 192 учащихся.

Малиновский Л.Ф. закладывает первый кирпич новой школы. 1969 год
Для начала работы колхоз выделил 20000 р. Строительство началось в октябре 1969 г. За счет нецентрализованных источников финансирования, т.е. средства отпускались за счёт перевыполнения районом производственных планов. Дерекции школы совместно с председателем исполкома райсовета Альшевским К.К. приходилось изыскивать средства и стройматериалы на строительство школы, поэтому ввод школы затянулся до 1972 года.
Идет строительство школы
1 сентября 1972 г. школа-красавица распахнула счастливой детворе свои двери.

Открытие новой школы. 1 сентября 1972 года
Учителя и учащиеся с большим старанием принялись за работу по благоустройству нового здания. Каждый ученик принес из дома в школу по 2 вазона, закладывались цветочные клумбы, была высажено 200 декоративных кустов сирени и шиповника.
Курковская школа шагнула в новый этап своей жизни…
Благоустройство школы. 1972 год

На школьных соревнованиях Н.А.Олиферко, Л.Ф.Малиновский, А.Д.Сергейчик. 1973 год

Учительница начальных классов Зубович Н.А. на уроке. 1974 год

Журко М.А. на уроке химии. 1980 год
С 1 сентября 1988 года решением областного совета народных депутатов наша Курковская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю. Первым директором средней школы был Брант Иван Иосифович, назначенный на эту должность 14 апреля 1988г. Именно Иван Иосифович основал традицию готовить класс к новому учебному году. Летом 1988г. Каждый заведующий кабинетом покупал обои (они тогда были в дефиците) и сам оклеивал стены. Именно тогда школа стала приобретать нарядный вид: каждый класс одинаково окрашенных до половины стен половой краской стал приобретать свое «лицо».

И.И.Брант со своим коллективом. 1996 год
Иван Иосифович написал стихотворение «История Курковской школы», где в хронологической последовательности изложил основные этапы жизни школы.
ИСТОРИЯ КУРКОВСКОЙ ШКОЛЫ
Недалече от Смолграда
Курково пристроилось,
И сорок лет тому назад
Школа здесь построилась.
Начиналось все с начальной школы
Где учились детки.
Позже стали мы взрослее
В школе-семилетке.
Время шло, и жизнь менялась,
Выстроили здание.
И придумали для школы
Новое название. (восьмилетняя)
В восьмилетках мы ходим
Больше двух десятков лет:
Снова нас перекрестили –
Вышли средними на свет.
(Реш. Облисполкома то 23.5.1988)
Сколько методов, методик
Мы не изучали!
Но как показала жизнь-
Ото всех отстали.
И какой же не вводили
В школу нам заразы!
Только об одном забыли:
Не создали базы.
Но остался постоянным
На распутице дорог
Без наглядности, пособий
Бедолага-педагог.
Сложился в школе коллектив,
Сплоченный и способный.
Работаем с отдачей сил,
Но не хватаем звезды.
И каждый знает, для чего
Он трудится до пота,
Но вот отдача – «нитого»,
А это не работа.
Ученье – (известно всем)
Но вот беда какая:
КТО меньше знает – легче тем
И больше получает.
Сегодня держим мы отчет
По нашей доброй воле.
Работать будем в том году –
Все на самоконтроле.
В последней строфе своего стихотворения директор указал на добровольное согласие коллектива педагогов выступать с творческим отчетом перед специалистами РОНО и директорами школ района (на тот момент в РОНО было введено новшество: коллектив школы, где должна была быть фронтальная проверка, мог вместо проверки выбрать форму творческого отчета, в котором необходимо было отобразить всю учебно-воспитательную деятельность учреждения образования. И наша школа стала первой по проведению такого отчета).
Контингент учащихся увеличивался, т.к. ребята из соседней деревни Кривая Береза, учившиеся в школах № 1 и № 2 г. Смолевичи, стали переходить в Курковскую среднюю школу. Чтобы не заниматься в 2 смены, т.к. из-за большого количества учащихся сформировались параллели в трех классах, было решено своими силами построить небольшое здание.
Летом 1989г. мужская часть педколлектива при финансовой поддержке руководства совхоза «Смолевичский» и Смолевичского РОНО (заведующий РОНО Герасимчик В.И.) в свой отпуск приступила к строительству. Мужчины-педагоги: Брант И.И. (директор школы), Сергейчик А. Д. (учитель физкультуры), Толкач В.А. (уитель физики), Карабейник И.С. (учитель английского языка), Рящиков Н.Е. (завхоз) – работали с раннего утра до позднего вечера. 1 сентября 1990г. здание было сдано в эксплуатацию.
В то время по телевидению транслировался один из первых сериалов «Рыбная Изаура». Именно из этой «мыльной оперы» было заимствовано полюбившееся всем слово фазенда, которое прочно вошло в обиход. Естественно, что новое здание окрестили «фазендой».
Пристройка состояла из мастерской, тира, 3 классных комнат, одна из которых находилась на 1 этаже, 2 – на втором.

Наша «фазенда»
В классе, где сейчас разместился экологический зал музея, учился 5 класс. По словам классного руководителя того 5 класса, Бутор В.К., в помещении было очень жарко, двери были всегда открыты настежь. Класс имел существенный недостаток: школьная доска висела на противоположной стене от единственного окна, т.е. естественный свет находился за спиной учеников.

В.К.Бутор со своими пятиклассникам – на пороге нового здания-пристройки
У пятиклассников стало резко падать зрение. Отучившись один год в новостройке, они были переведены в старое здание школы. Их место занял другой класс. Вскоре дощатая обшивка стен рассохлась, образовались щели, из которых тянуло холодом. Потом не стало параллельных классов, отпала необходимость заниматься в «фазенде». А освободившиеся помещения со временем отдали под школьный эколого-этнографический музей и сельскую библиотеку.
В 1997 году на должность директора, вместо ушедшего на заслуженный отдых Бранта Ивана Иосифовича, была назначена Рящикова Валентина Аркадьевна, работавшая до этого завучем этой школы. Завучем была назначена учительница математики Величко Тереза Брониславовна.

Костренкова С.М., Скавыш В.Б., Снегирева Е.А., Подборская Т.Ф., Голубовская М.С., Кужель Л., Смаргун Л.Н., Войник Н.В., Вишневская В.А., Пислевич Т.Е., Ахромейко А.И., Войникова Н.С., Крылович Е.Н., Гаравская, Бондарева Р.И., Бутор В.К., Ермаченко Т.А., Закревская С.Н., Ермакова А.А., Рящикова В.А., нижний ряд – Ботяновский Г.Ф., Макшанцев В.В., Малиновский Л.Ф., Сердюков Н.Н., Гуринович Г.В., Сергейчик А.Д.
1 сентября 1997 года
В 2001 году школа стала базовой школой в районе по экологическому воспитанию и образованию учащихся (Решение Смолевичского районного исполнительного комитета №1105 от 22.11.2001г.). И с этого времени на базе нашего учреждения образования стали проводиться семинары, конференции, смотры, выставки и т.д. с целью выявления и распространения нового в деле экологического воспитания и образования детей.
Наверное, не случайно школа выбрала экологическое направление в воспитании и обучении учащихся. Директор – биолог, художник в душе.
Нет в мире большей радости, нежели радость общения с природой, нет в мире лучшего лекаря, лучшего психолога и педагога, нежели природа. И нет у человека большей ответственности перед Природой и за Природу!

Клумба перед школой
На пришкольном участке посажено около 150 видов цветочно-декоративных растений. Валентина Аркадьевна привозила новые семена цветочных культур. Цветники всегда были нарядные, изящно красивые. Цветы, декоративные кустарники придают школьной территории особую пестроту и гармонию, воспитывают у ребят чувство прекрасного, гордость за свой труд. С этого времени началось тесное сотрудничество с заинтересованными службами.
На деньги, выделенные районной инспекцией по охране природы, были закуплены и посажены перед школой хвойные декоративные растения: туи золотистые, европейские, шаровидные и пирамидальные туи; можжевельник колоковидный, стелющийся казацкий; микробиоты. Этот живописный уголок – самое яркое творение рук и сердца Валентины Аркадьевны.

Здание детского сада
1 сентября 2002 г. школа получила новое название – Курковская средняя школа – сад. В состав учреждения образования вошло двухэтажное здание детского сада, в котором имелись спортивный зал, бассейн, игровые комнаты, спальни. В этом же здании находилась и сельская библиотека, нашедшая здесь приют после пожара в СДК.
В том же, 2002 году, был официально открыт школьный эколого-этнографический музей.

В музее
Предварительная работа по созданию музея началась еще в 2000 году. Тогда по инициативе директора учреждения образования Рящиковой В.А. и учителя русского языка и литературы Бутор В.К. стали собираться экспонаты для музея. И если на экологический зал районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды были выделены деньги для приобретения экспонатов и оформления зала, то этнографический зал пополнялся за счет энтузиазма учителей и учеников.

Этнографический зал школьного музея
Так в школьном музее есть два уникальных экспоната: кувшин из черной глины и старинный соломенный короб (козуб), которые есть и в Академии наук Республики Беларусь.
С 2004 года учреждение образования стало называться Государственное учреждение образования «Курковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя общеобразовательная школа».
Как быстро и грозно вертится Земля.
И школьные старятся учителя!
Но, к сожалению, старятся не только учителя, старится и школа.
Так произошло и с нашей школой. За тридцать лет рамы обветшали, не помогало никакое утепление. Ветер свободно шевелил страницы учебников. В классах было холодно, неуютно, температура иногда не поднималась выше 10оС.
Школа подлежала ремонту. Ускорило процесс капитального ремонта придание д. Курково статуса агрогородка.

Обновленная школа
Оперативно заменили рассыпающиеся рамы на современные стеклопакеты. Поменяли потолки. Заменили старые металлические светильники на энергосберегающие лампы. Стены преобрели светлые спокойные тона. Заменили двери. На коридорах положили новый линолеум.
Строители работали с полной отдачей сил. Домой ездили по графику на выходные. Ремонт закончили накануне нового 2007/2008 учебного года. Несмотря на то что пахло краской, кое-где она полностью не просохла, школа приняла торжественный вид. Особенно облагораживал школу парадный вход: деревянная дверь, выкрошенная желто-коричневой краской, была заменена на пластиковую с большими стеклами. Преобразилось крыльцо, да и дорожка, ведущая к крыльцу, также вымощена новой тротуарной плиткой.

Торжественное открытие обновленной школы
Такой обновленной школа отметила 35-летний юбилей.
На торжественном открытии обновленного здания школы, которая приобрела современный вид, по традиции между колоннами была натянута ленточка, которую, как и тридцать пять лет назад, перерезала Матвеева (Шиманович) Наталья Ивановна, превратившаяся из хрупкой девочки в белых гольфах и с белым бантом в уважаемую заведующую Курковским магазином, о которой неоднократно писали и местные газеты, и республиканские.

Как и 35 лет назад Шиманович Наталья перерезает ленточку на открытии обновленной школы
Как и 35 лет назад счастливую детвору встречали Малиновский Леонид Федосович, бывший директор школы, и учитель-фронтовик Ботяновский Григорий Фомич, бывший учитель географии.