Школа Активного Гражданина

Школа Активного Гражданина

Школа Активного Гражданина

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

График проведения мероприятий проекта «ШАГ» для VIII–XI классов
в 2025/2026 учебном году в государственном учреждении образования «Курковская средняя школа»

Тематика мероприятий

Дата проведенияВопросы для рассмотрения
1.25.09.2025Быть достойным гражданином Республики Беларусь – быть преданным своей Родине. Паспорт гражданина Республики Беларусь. Уважение к Государственным символам Республики Беларусь. Значимость гражданской позиции для развития страны. Личные качества гражданина Республики Беларусь: трудолюбие, честность, ответственность, любовь к Родине. Встреча с государственным или общественным           деятелем,           депутатом, представителем  органов  местного  управления (самоуправления).


2.23.10.2025Быть достойным гражданином Республики Беларусь – чтить законы своего государства и брать на себя ответственность за будущую судьбу своей страны. Конституция Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь. Всебелорусское народное собрание. Ветви государственной власти. Государственные награды и премии. Встреча с представителем органов местного управления    (самоуправления),    делегатом Всебелорусского народного собрания.
3.27.11.2025Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Гарантии государства по защите прав и свобод граждан. Конституционные права и обязанности гражданина Республики Беларусь. Обязанности учащихся. Права ребенка. Взаимосвязь прав и обязанностей. Встреча с представителем органов юстиции, правоохранительных органов.
4.23.12.2025Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит знать и уважать историю своей страны, белорусского народа. Первые государственные образования на белорусской земле. Белорусская нация как этническая общность. Образование БССР. Великая Отечественная война. Развитие БССР после Великой Отечественной войны. Образование суверенной и независимой Республики Беларусь. Встреча с представителем регионального исторического музея (руководителем школьного музея)


5.29.01.2026Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит в любую минуту быть готовым защитить ее. Мир как безусловная ценность и необходимое условие жизни, благополучия и развития. Вооруженные Силы Республики Беларусь. Система военного образования в Республике Беларусь. Военно-патриотические клубы учащихся. Встреча с военным комиссаром района, руководителем                  военно-патриотического воспитания,             воспитанником             военно- патриотического клуба.
6.26.02.2026Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит быть частью белорусского общества». Что значит быть патриотом? Созидательный труд и общественный порядок во имя процветания Беларуси. Встреча с руководителем (специалистом) промышленного предприятия.
7.19.03.2026Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит разделять и поддерживать духовные ценности белорусского общества. Духовность и культура белорусского народа. Национальное искусство и творчество. Знания и образование. Важность сохранения исторической памяти. Семейные ценности белорусов. Экологическая и социальная ответственность. Встреча с представителем Белорусской Православной  Церкви  (священнослужителем), руководителем (специалистом) учреждения культуры (клуба, музея, библиотеки, театра и др.)
8.23.04.2026Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит гордиться достижениями Беларуси. Высокотехнологичные достижения в экономике и науке. Спортивные достижения. Инновации  и  стартапы.  Устойчивое  сельское хозяйство. Доступное образование. Цифровизация образования.   Качественное   здравоохранение


  Республики Беларусь. Достойное социальное обеспечение. Низкая преступность. Встреча с руководителем (специалистом) сельхозпредприятия, начальником (специалистом) управления образования райисполкома, с руководителем (специалистом) центральной районной больницы, другого учреждения здравоохранения, со спортсменом, специалистом учреждения  физической  культуры  и  спорта, членом спортивного клуба.
9.21.05.2026Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит занимать активную гражданскую позицию. Участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений. Молодежное волонтерское           движение.           Молодежные инициативы. Трудоустройство подростков и молодежи. Встреча  представителями  общественных объединений (БРПО, БРСМ), известными людьми своего региона.